|
| ||||||
Лаборатория "Сатис" |
|
| Искусство росписи ткани
http://satisart.ru На нём вы можете узнать более подробно об актуальном ассортименте нашей продукции, новых коллекция, формах сотрудничества и многом другом. Если говорить о технике изготовления яванских батиков, надо сказать о сложности, длительности и многоэтапности работы ( в разных центрах изготовления имелась своя специфика). Только подготовка ткани занимала несколько дней. Сначала 1-2 дня для размягчения ее держали в воде, стирали, сушили, затем кипятили в рисовом крахмале. После повторного высушивания ткань отбивали до мягкости деревянным валиком. Рисунок наносили горячим воском с помощью изобретенного в XVII веке прибора чантинга (в другой транскрипции "тьянтинг", "тьянтин"). Чантинг представлял собой медный либо латунный сосуд с одним или несколькими носиками, прикрепленный к бамбуковой палке-ручке. Ткань с нанесенным восковым рисунком на несколько помещали в раствор красителя. За это время открытые участки окрашивались, а закрытые воском - нет. Во время крашения ткань осторожно переворачивали, стараясь, чтобы восковой слой не растекался. Потом сушили и заполняли воском другие элементы рисунка. Окрашивание производилось от светлого цвета к самому темному. Операция повторялась столько раз, сколько цветов присутствовало в рисунке. Последний цвет, как правило, черный или темно-коричневый. После окончания крашения ткань высушивали и удаляли с нее воск. Для этого ткань погружали в котел с горячей водой. Техника создания батика напоминает цепочку волшебных превращений. На каждом этапе появляется что-то новое: неожиданные переплетения узоров, сочетания цвета.Жители Явы использовали лишь три цвета: белый, синий (индиго) и темно-коричневый (сого). До сих пор это цветосочетание считается классическим для яванских батиков. Изначально традиционны Яванские батики были связаны с представлениями о легендарных прародителях по женской линии, и к ним относились как к живым священным вещам. Известно, что некоторые батики использовались в особых ритуалах, обрядах. Батиком-тулис (ручным выведением узоров в сине-коричневой гамме) занимались жрицы и женщины из царской семьи.Освоение искусства росписи ткани было частью системы традиционного воспитания привеллигированных сословий и считалось своеобразным методом духовного совершенствования. Наряду с поэзией, музыкально-драматическими представлениями актеров, кукольно-теневым театром и придворными танцами батик входил в число шести "высших искусств".В начало Какова их судьба? С конца XVIII века и по сей день батики служат национальной одеждой индонезийцев (как мужчин, так и женщин) в виде каина пандянг - прямоугольного полотна размером 250x150 см, драпируемого на теле от талии до лодыжек наподобие юбки. Мужчины носят саронг из того же батика, который представляет собой широкую юбку, и головной платок из той же ткани. Женщины дополняют костюм широким плечевым батиковым шарфом и кебайя - приталенной блузой с длинными рукавами. Поскольку батики, согласно индонезийской традиции, олицетворяли силу женских предков, они приносились в приданое. Наиболее древние узоры этих тканей носили магический характер, вера в который отчасти сохранилась и в наше время. Так, некоторые из древних орнаментов, например "рассыпанные зерна риса", символизируют пожелание плодородия и большого потомства. Другие же, по поверьям, способствуют счастью, взаимной любви и благополучию семейного очага, как, например, узор сидомукти, и по сей день украшающий парные свадебные батики новобрачных. Он состоит из традиционного набора повторяющихся мотивов:"рассыпанных зерен риса", изображения Древа Жизни и орла Гаруды (священной солнечной птицы в мифологии индонезийцев). Распространен узор со стилизованным рисунком храма, обрамленного крыльями Гаруды, что связано с пожеланием молодоженам счастья и божественного покровительства их семейной жизни. Узоров, украшающих батики Центральной Явы, в настоящее время насчитывается несколько тысяч. Искусство батика всегда сочеталось с другими видами искусства яванских мастеров. В частности, резчики кукол Ваянга (кукольного театра) создавали узоры для женщин-батиковщиц, это было почетным занятием придворных аристократов.Благодаря редкому техническому совершенству исполнения и богатству орнаментов яванские батики с полным основанием можно назвать уникальным явлением в мировой культуре.В начало Изготовление тканей, украшенных в технике подобного типа, известно во многих странах: в Египте, Индии, Японии, Чили, Перу и Китае. Одни из самых древних росписей (2000 лет) - это двухметровые полотнища, найденные в месте захоронения одной знатной китайской дамы. Сохранились также литературно-исторические источники, свидетельствующие о том, что в Китае еще за 3000 лет до н.э. роспись по шелку проводилась только в присутствии Императора. На Руси также известна ручная роспись ткани (X-XI век), которая предшествовала знаменитым русским набойкам, где также резервировались участки ткани пчелиным воском, смолой и другими составами. Искусство росписи на Руси (вспомните многоцветье ивановских ситцев) сочеталось с искусством резчиков по дереву. А сама техника росписи была схожа с яванским батиком-чап, где также для нанесения воскового рисунка использовались ручные деревянные штампы (печати).В конце XVII века появилась так называемая белоземельная набойка- цветная печать по белому фону. Тогда же стал применяться более сложный контурный рисунок из закрепленных на набоечной доске фигурно изогнутых металлических полос. Часто вокруг мотива набивали штырьки, похожие на гвозди без шляпок, которые при печати давали узор в виде различного размера горохов. Один из излюбленных мотивов набойки - так называемые огурцы. В печати использовались пигментные присыпки, для чего варили специальную клейкую массу из растительного масла. Масло кипятили 12 часов, после чего выливали в сосуд с холодной водой. На дно выпадал густой осадок, который сливали отдельно. Этим осадком печатали рисунок, который потом присыпали пигментами, часто блестящими. В начало Со временем техника ручного батика применялась все реже. Штампы из тонких металлических проволок значительно ускорили процесс. Такой штамп окунали в расплавленный воск, потом прикладывали к полотну. Полученные контуры рисунков заливали краской. Если раньше на роспись одного куска ткани уходило от полутора-двух недель до двух лет, то с помощью штампов можно было сделать в один день до 20 кусков ткани. В конце XVII века Европу покорили своей красотой индийские набивные ткани - ситцы. Штампом с нанесенным красителем наносили удары по ткани - набивали ткань. Сначала появилась набойка в одну краску, Существовало два способа такой печати - краской на полотно и несколько похожий на - классический батик и способ кубовой набойки. Во втором случае на ткань наносили расплавленный воск металлическим штампом, потом всю ткань опускали в большой чан с красителем. Этот чан назывался кубом, отсюда и пошло название "кубовая набойка". Самым часто употребляемым красителем был синий индиго. В Индии и Индонезии росписи чаще использовались для оформления одежды. В Японии и Китае роспись применяли также при создании традиционного для этих стран интерьера: ширм и картин, полных поэтических ассоциаций.Мастера пользовались тушью часто с помощью всего лишь одного цвета, создавая удивительной красоты пейзажи. Кисть в руке художника то сильно и резко подчеркивала одни элементы, то плавными и нежными растеками обрисовывала другие. Сейчас мы назвали бы эту технику свободной росписью. Обязательно асимметричная композиция, полная символических значений и противопоставлений, создает столь привлекательную, неповторимую гармонию. Современные версии ручной росписи ткани, опираясь на традиционные направ- В горячем батике вместо пчелиного воска стали использовать парафин и стеарин. Сетка трещин, появлявшаяся в процессе крашения в технике горячего батика и считавшаяся дефектом, приобрела значение интересного самостоятельного эффекта и стала неотъемлемой частью и символом этой техники. |
| |||||||||||||||||||||||
|